Назад к списку

Нарушение, которого не видят, не понимают и не диагностируют 

   Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома(США), в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работысенсорных систем — теории дисфункции сенсо
рной интеграции, которая привлеклавнимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка. Дж. Айрес,практик из «глубинки», увидела проблему, мешающую развитию, по крайней мере,каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностировали и незамечали. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи,двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением,имеют нарушение работы сенсорных систем.

   Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе:информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть,зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространствеи двигаться, движение помогает обучению.
   Мозгу необходима стимуляция, она возбуждает мозг и создает в немфункциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание,поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет кувеличению числа связей между мозговыми клетками. 
 С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляцииощущениями от собственного тела и окружающей среды. 
 Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и отбраковатьненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервныхимпульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системыребенка. 
 Для детей, имевших в начале жизни какие-либо нарушения сенсорной стимуляции(из-за повреждения в родах чувствительных органов, ствола мозга, мозжечка, нервныхпутей и т. д.), процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным илинедостаточно эффективным. У таких детей развиваются различные нарушения, чтоприводит к дисфункции сенсорной интеграции. То, как ребенок перерабатываетокружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей идействий. Легчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, какребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается. 
 С возрастом проблемы множатся и возникают трудности с развитием, обучением в школеи поведением. 
 Всем хорошо известны основные сенсорные системы: зрительная, слуховая,вкусовая и обонятельная. Эти «внешние» чувства отвечают на стимулы окружающейсреды. «Внутренние» чувства: интроцептивное, тактильное, проприоцептивное ивестибулярное ориентированные на тело, действуют вне сознательных мыслей, и мы неможем контролировать их работу. Вот краткое описание каждой из них:
   Интроцептивная: ощущения, поступающие от внутренних органов (например, частотасердечных сокращений, частота дыхания, голод, возбуждение, смена настроений и т. д.). 
   Тактильная: ощущения от прикосновений, давления и т. п. Дети, имеющие тактильнуюдисфункцию, часто испытывают затруднения с приемом пищи, мимикой, артикуляцией,поскольку они не имеют соответствующей информации от рецепторов, расположенных вобласти лица и рта.
   Проприоцептивная: ощущение положения тела в пространстве, получаемое от мышц,связок и суставов. Некоторые часто встречающиеся признаки проприоцептивнойдисфункции — это неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положение тела впространстве, трудности в обучении новым моторным навыкам. Моторные же навыкиглубоко связаны с речевой деятельностью. 
   Вестибулярная: ощущения движения, силы тяжести и равновесия. Об этой важнойсенсорной системе мы подробно поговорим позже. 
   Мозг отбирает, сортирует и упорядочивает чувства, подобно регулировщику,направляющему движения автомобилей. Основной элемент нервной системы — этонервная клетка (нейрон). 
   Нервная клетка состоит из тела, дендритов, аксона и терминалей. Миллионы нейроновчеловеческого тела связаны в нервную систему. Дендриты нервных клеток получаютнервные импульсы от других клеток или рецепторов, глаз, ушей, языка и т. п. Импульсыпроходят через ядро к аксону, который проводит их через терминали к дендритам другихнервных клеток или к исполнительному органу (например, к мышцам). 
   Процесс развития ребенка связан с ростом дендритов, аксонов и терминалей. Ростначинается в стволе мозга и распространяется на «верхние этажи» нервной системы.Сенсорная стимуляция и накапливаемый опыт способствуют росту.
   Швейцарский детский психолог Жан Пиаже говорил, что основа детскогоинтеллекта — в сенсомоторной деятельности. Годовалый ребенок хватает любыепредметы, ему надо потрогать буквально все. Мало того, он все тащит в рот! Это«великий исследователь», еще ничего не знающий об окружающем мире, но активно истрастно желающий его покорить. Пиаже исследовал движения рук у совсем маленькихдетей на стадии хватания предметов, поскольку придавал им больщое значение в развитииинтеллекта. Ребенок учится не только хватать — он оттачивает точность движения рук,пальцев, учится согласовывать эти движения со зрением, формирует представление опространстве не теоретически, а практически — чтобы взять ложку или чашку, попитьсока или съесть яблоко.
   Сотни тысяч раз ребенок повторяет эти движения день за днем, неделю за неделей, покаони не станут автоматическими. В это время в его мозге происходят процессы,облегчающие и автоматизирующие движения, ощущения, чувства. Сенсомоторныйинтеллект собирается по песчинке и формирует "кирпичики" для постройки «дома» —глубинного невербального интеллекта. 
   Несколько лет назад мне попалась серия книг о развитии интеллекта у маленькихдетей, написанная американским ученым Гленом Доманом. В его медицинском центребыла разработана система физических упражнений для грудных детей, а также былисконструированы кроватки с разными приспособлениями для хватания, специальныежелоба для облегчения ползания щириной 36,5 см — не больше и не меньше! Этидлинные желоба можно было наклонять, чтобы стимулировать ползание у детей сневрологическими проблемами. Использовалось разное тканевое покрытие, облегчающееили, наоборот, усложняющее ползание... 


   Глен Доман основывался на теории Жана Пиаже и исследованиях российского физиологапрошлого века Бориса Клосовского (этот ученый доказал, что структуры мозга нормальноразвиваются только в условиях сенсорной стимуляции).
   Если хотите, чтобы интеллект малыша развивался, не ленитесь заниматься с нимпостоянно. Родителям Глен Доман советует тренировать как крупную моторику детей(ползание, лазание, ходьба и т. д.), так и мелкую (пальцевые движения), а такжетренировать вестибулярный аппарат — переворачивать, качать, подбрасывать ребенка.Разумеется, тренировки нужно постепенно усложнять, проводить их постоянно, несколькораз в день, хотя бы по 5-10 минут. 
   Мозг обладает замечательной способностью приспосабливать сенсорную информацию ктребованиям окружающей среды и к потребностям человека. Он может включать иливыключать нервные цепи, чтобы регулировать собственную активность и, соответственно,уровень общей активности. Если нужно, мозг включает нервные цепи, обслуживающиеигру в мяч, и переключает их, когда мы начинаем читать ребенку книгу. 
   Мозг тормозит сенсорную информацию, которая не нужна для выполненияопределенной задачи. Когда ребенок сидит в классе, его мозг тормозит восприятие звукагудящих вентиляторов, чтобы можно было слушать учителя. Если не блокируетсяненужная информация, мозг может быть чрезмерно стимулирован. Когда мы привыкаем копределенным сенсорным ощущениям, мозг автоматически игнорирует их. Так,напряжение ремней ранца вначале занимает внимание ребенка, но, в конце концов, онперестает его замечать. Мозг облегчает восприятие приятных ощущений, напримеруспокаивающее чувство в кресле-качалке, он дает "зеленый свет" переживаниямудовольствия. 
   К сожалению, у детей нередко нарушается нормальная работа системы,воспринимающей информацию. Ребенок оказывается неспособным правильнореагировать на определенную сенсорную информацию. Когда информации слишкоммного, мозг перегружен и принуждает ребенка избегать новых впечатлений. Когдаинформации слишком мало, мозг ищет дополнительные сенсорные стимулы. 
   У каждого человека время от времени возникают проблемы с восприятием сенсорнойинформации. Попытайтесь, например, вообразить состояние, когда вы долгое времяпроводите без сна. Длительная бессонница нарушает координацию движений испособность концентрировать внимание.
 Попытаемся классифицировать симптомы нарушения восприятия информации посенсорным системам. 
   Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; неможет гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении. 
   Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолеватьступеньки; избегает яркого света; напряженно смотрит на людей или предметы; избегаетконтакта «глаза в глаза». 
   Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепкихзапахов.
   Положение тела: ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности;хватается за других людей, мебель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легкоутомляется; ходит на цыпочках.
   Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряетпочву под ногами; избегает подъемов, лазания и прыжков; не любит играть наспортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности. 
   Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем,песком, красками и т. д.; чрезмерно чувствителен к определенным тканям (одежде,постельному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избегает ходитьбосиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурнаячувствительность.
   Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, иэто мешает ему играть; плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими;кажется тревожным; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражатьэмоции.
 Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные моменты. 
 Итак: 
   • Способность уделять внимание задаче зависит от способности тормозитьнесущественную сенсорную информацию — окружающий шум или зрительные образы. Умногих детей не развито защищающей, тормозящей способности нервной системы. Этоможет выражаться в рассеянности, гиперактивности или импульсивности — ребенок без«тормозов». 
   • Ребенок кажется неорганизованным, ему не хватает целеустремленности. Поэтому он нев состоянии исследовать окружающий мир, полноценно играть. Он может казатьсянеуклюжим и плохо держать равновесие. Ему трудно успокаиваться после физическихигр.
   • Негативное поведение имеет скрытую причину. Ребенок может быть вспыльчивым,возбужденным, кричать из-за ерунды — например, из-за того, что испугался незнакомыхзвуков, уидел нечто непонятное или ему просто мешает складка в одежде.
   Общий симптом дисфунм



Источник: http://www.twirpx.com/file/254761/

Нарушение, которого не видят, не понимают и не диагностируют 

http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text- general2.php#l1

О.И. Ефимов ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛАЗАМИ ВРАЧА Издательство "Диля", Москва, 2007 год, 129 страниц.